Каждый заботливый автовладелец рано или поздно задумывается о выборе места под парковку своей машины. Как правило, многие из них под эти нужды отводят небольшой клочок земли придомовой или дачной территории.
Однако мало кто из них знает, что неудачно подобранное и неухоженное место может в будущем доставить немало хлопот своим хозяевам. Поэтому при выборе участка и его дальнейшем самостоятельном благоустройстве нужно придерживаться определённых правил.
Выбор участка
Перед окончательным решением о строительстве стоянки в том или ином месте нужно ознакомиться с общими рекомендациями и требованиями СНиП и СанПиН:
- Парковочное место должно быть обеспечено хорошим въездом и выездом;
- Парковка не должна препятствовать свободному перемещению других участников движения по дороге общего пользования и пешеходным дорожкам;
- Парковочное место не должно мешать обслуживанию инженерных сетей (линии электропередач, газопровод, теплотрасса, канализационная система и т.п.);
- Поверхность стоянки должна иметь небольшой угол наклона, предотвращающий скопление воды и снега;
- Минимальное расстояние между парковочным местом и забором должно быть не менее 1 м;
- Дистанция между стоянкой и частным жильем должна составлять минимум 6 м., а между многоэтажным домом 10 м;
- Площадка под автомобиль должна располагаться не ближе 4 м. от нежилого строения и растений (кустарников, плодовых деревьев и т.п.);
- Автомобильную стоянку запрещено организовывать ближе 15 м. от общественных зданий (школы, больницы, гостиницы и т.п.).
Следует помнить, что на территории садоводческих товариществ создавать парковочные места не разрешается, так как нарушается назначение земли.
Данное сооружение возможно возвести только с разрешения органа местной власти и общего одобрения всех владельцев участков.
Часто случается так, что строительство парковочного места без нарушений норм расстояний между строениями соседей невозможно. В таких случаях эту проблему нужно решать путем разговора с соседями. Положительный результат переговоров желательно зафиксировать на бумаге, чтобы в дальнейшем с ними не иметь разногласий по этому вопросу.
Габариты стоянки
Определиться с размером парковочного места — это следующее, что необходимо сделать после того, как выбран участок и решены все вопросы с межеванием.
Габариты стояночного места, прежде всего, зависят от размеров самого автомобиля и придомового или дачного участка. Под одну стандартную легковую машину потребуется выделить участок площадью в 15 м2. Соответственно, его ширина составляет 3 м., а длина 5 м.
Для двух автомобилей потребуется местечко в два раза больше. В этом случае площадь стоянки будет равна 30 м2, а ее ширина и длина может меняться в зависимости от расположения машин (6 — 5 м.) или (3 — 10 м.).
Следует учитывать то, что дистанция или боковой интервал между «железными конями» должны быть не менее 0,5 м.
Это расстояние позволит беспрепятственно подходить, садиться и выходить из них. В условиях, ограничивающих пространство, этими величинами (дистанции и интервала) можно пренебречь.
Виды покрытия
До того, как перейти к собственноручному возведению автомобильной площадки, необходимо ознакомиться с типами ее покрытия. Существует множество материалов, которые годятся для постройки и облагораживания стояночного места, но к основным относятся следующие:
- Газонная трава;
- Гравий, гранит, галька;
- Асфальтовая крошка;
- Парковочная решетка;
- Бетон;
- Тротуарная плитка;
- Камень.
Порядок проведения строительных работ во многом зависит от типа материала, выбранного по характеристикам и собственным финансовым возможностям.
Газонная трава
Данный вариант покрытия является самым простым и бюджетным. Следует отметить то, что придется немного повозиться и подождать, прежде чем появится хороший слой зеленого ковра, способного выдержать вес машины. Посеянная газонная трава полностью созреет и покроет весь участок примерно за 2 года. В этот период внешний вид стоянки будет непрезентабельным.
Плюсы:
- Низкая стоимость.
- Несложный монтаж.
- Хорошая водопроницаемость.
Минусы:
- Со временем на покрытии появляется колея от колес.
- Требуется периодическая стрижка и полив.
- В дождливую погоду можно намочить обувь.
- Применять домкрат возможно только в сухую погоду.
Одним из самых лучших вариантов газонной травы является сорт “Овсяница красная”.
Семена этого растения прорастают в любом виде почвы, в том числе и в каменистой. Они очень хорошо переносят сложные и суровые погодные условия (морозы и засуху). Корневая система травы образовывает плотный слой, устойчивый к механическому повреждению. Служит до 14 лет.
Насыпной материал
Самый практичный, быстрый и простой способ самостоятельно, без чьей — либо помощи сделать стояночное место. Достаточно для этого снять 20 см слоя грунта на выбранном участке. Затем по периметру нужно установить ограждение из бордюрного камня, досок, или металла. После этого укладывают геотекстиль (защита от сорняков) в вырытое углубление и засыпают гравием, щебнем или галькой.
Важно использовать засыпной материал двух типов фракций. Нижний слой делают из гранул размером 60 — 70 мм, а верхний слой засыпают гранулами величиной в 10 — 20 мм. Также часто во время монтажа для укрепления площадки используют георешетки, изготовленные из металлических полос или полиэстера.
Плюсы:
- Относительно недорогая цена.
- Простой и быстрый монтаж.
- Отлично отводит воду.
Минусы:
- Нужно место для самосвала.
- Плохой внешний вид.
- Невозможно применить домкрат.
- Неудобно ходить по площадке.
Асфальтовая крошка
Еще один недорогой стройматериал для изготовления автоплощадки. Он состоит из перемолотого щебня, песка и вяжущего битума. Эта смесь получается в процессе демонтажа старого слоя асфальта и его последующего измельчения специальной фрезой или валковыми дробилками.
Данный вторпродукт в основном используют в качестве временного покрытия проселочных дорог, для ямочного ремонта, а также для изготовления отмостков домов, садовых дорожек на дачных участках.
Площадку под автомобиль с использованием асфальтовой крошки начинают делать со снятия 30 см слоя грунта. Далее, по краям углубления устанавливают бордюр из досок, металла, кирпича. Затем в полость укладывается геотекстиль, и засыпается крошка.
После этого её как следует утрамбовывают и нагревают газовой горелкой. В результате соединяются расплавленные частицы битума с гранулами песка и гравия. По мере остывания это соединение превращается в твердое покрытие. В случае недостаточной прочности покрытия поверхность площадки нужно дополнительно пролить жидким битумом.
Плюсы:
- Покрытие устойчиво к любым погодным изменениям.
- Хорошо справляется с механическими нагрузками.
- Простота монтажа.
- Невысокая цена.
Минусы:
- По прочности уступает сильно асфальту.
- Срок службы — 2 года, затем нужен ремонт.
- Со временем появляется колея.
Парковочная решетка
Очень распространенный материал для обустройства стояночного места. Внешне он представляет из себя решетку, сделанную из соединенных между собой пластмассовых или бетонных ячеек прямоугольной, круглой или 8- угольной формы.
Интерес к георешетки вызван, прежде всего, способностью выдерживать большой вес, а также простым монтажом.
Для установки достаточно вырыть неглубокий котлован (20 — 30 см.) и застелить его экоматериалом. Затем нужно разложить в нем парковочную решетку и засыпать ее грунтом для рассады. После этого засеивают всю площадь стоянки семенами газонной травы.
Плюсы:
- Отлично отводит воду;
- Эстетический вид;
- Хорошая устойчивость к низкой температуре;
- Высокая прочность;
- Срок эксплуатации 20 лет.
Минусы:
- Большой вес решетки из бетона (25 — 30 кг);
- Для укладки бетонной решетки требуются особые навыки;
- Высокая цена;
- Рекомендуется использовать только семена трав, устойчивых к морозам и засухе;
- Нужно уделять внимание газонной траве (стрижка, полив, солнце).
Тротуарная плитка
Наиболее удачным материалом для стояночного места является тротуарная плитка.
Она имеет аккуратный внешний вид, хорошо справляется с высокими нагрузками, обладает отличной износостойкостью, имеет большой сроком службы.
Однако перед покупкой плитки следует знать и обращать внимание на следующие вещи:
- Не следует приобретать плитку тоньше 6 см;
- Плитка без красителей на порядок прочнее цветной;
- Коэффициент устойчивости к температурным перепадам должен быть выше значения F200;
- Показатель водопоглощения не должен превышать 6%;
- Размер плитки 100 Х 200 считается оптимальным вариантом.
Порядок монтажных работ следующий:
- Снятие слоя грунта толщиной до 30 см;
- Укладка геотекстиля;
- По периметру устанавливается бордюрный камень;
- Создается подушка из сырого песка в 15 см. с последующей трамбовкой;
- Засыпается 15 см. щебня и также утрамбовывается:
- Делается слой из цементно — песчаной смеси в 5 см.;
- Монтаж плитки:
- Заполнение швов;
Плюсы:
- Широкий выбор форм, цветов, типов тиснения
- Натуральный природный материал
- Высокая устойчивость к перепадам температуры и нагрузкам
- Эксплуатационный срок более 25 лет
- Можно пользоваться домкратом
Минусы:
- Строгое соблюдение технологии монтажа
- Для укладки плитки со сложными геометрическими формами требуется помощь профессионала
- Сравнительно высокая цена
- Обязательное использование бордюрного камня
Природный камень (плитняк)
Автомобильная площадка, выполненная из природного камня, имеет более эстетический и дорогой внешний вид, нежели тротуарная плитка. Этот материал также обладает хорошей износостойкостью, выдерживает большие нагрузки и долго служит.
Для строительства стояночного места подойдет не каждый камень, поэтому нужно перед покупкой ознакомиться с некоторыми особенностями:
- Для мощения автоплощадки, как правило, используют плитняк. Это природный камень в виде пластин произвольной формы и толщиной от 9 до 15 см.;
- В основном, в качестве стройматериала применяется камень следующих пород: песчаник, гранит и кварцит;
- Для удобной укладки лучше выбирать галтованные плитки. Галтование – специальная обработка природного камня, при которой сглаживаются углы, чистится и шлифуется (полируется) поверхность;
- Стоит отдавать предпочтение плиткам с небольшими размерами. Они более прочные, чем большие, которые трескаются и лопаются при высокой нагрузке;
- Толщина плитняка должна быть не менее 6 см.;
- Наибольшей плотностью и влагостойкостью обладает материал с низкой зернистостью.
Монтаж автомобильной площадки из природного камня происходит в той же последовательности, что и тротуарная плитка.
Разница лишь в том, что швы между плитами заполняют плодородным грунтом и засевают их семенами газонной травы.
В том случае, когда вариант с газонной травой не устраивает, то швы заливают раствором из цемента и песка в пропорции 1:3.
Плюсы:
- Природный материал;
- Красивый и дорогой внешний вид;
- Большой эксплуатационный срок;
- Возможно использовать домкрат.
Минусы:
- Поверхность площадки нужно делать под углом 30;
- Высокая стоимость;
- Необходимо после монтажа поверхность плит из песчаника, сланца и доломита обработать защитным средством – гидрофобизатором;
- Уход за газонной травой.
Бетон
Площадка из бетона будет самым долголетним и надежным вариантом, но только если была соблюдена технология процесса изготовления. Перед началом заливки стоянки бетоном следует осознавать, что в результате получится капитальное строение.
Поэтому необходимо проверить и убедиться, что под ним не находятся инженерные сети (газо- и водопроводы, электрокабели, канализационные трубы и т.п.). Следует также знать, что на самостоятельный монтаж потребуется много времени, сил и денег.
Технология изготовления такой стояночной площадки следующая:
- Вырывается котлован глубиной в 30 см;
- По краям углубления из досок сколачивают короб опалубки;
- Засыпается слой песка 10 см., который проливается водой и утрамбовывается;
- Поверх песка делают слой из щебня средней фракции в 10 см., который также утрамбовывается;
- Над щебнем на высоте 5 см. укладывается металлическая сетка (с ячейками 10х10 см. из арматурных прутьев толщиной 6 мм.);
- Готовится раствор из цемента М500 и хорошо просеянного песка и щебня в пропорции 1:3:2. Необходимо сделать большое количество бетонной смеси средней вязкости так чтобы ее хватило на одну полную заливку;
- Затем все заливается бетоном и оставляется застывать. При заливке уровень раствора не должен превышать краев опалубки и высоты 15 см. над сеткой;
- После 3 дней следует разобрать деревянный короб опалубки и дать еще время (28 дней) бетону окончательно застыть;
- Шлифовка поверхности.
Плюсы:
- Очень долгий срок службы;
- Выдерживает большую нагрузку;
- Не требует особого ухода;
- Дешевле тротуарной плитки;
- Аккуратный внешний вид;
- Не прорастает трава.
Минусы:
- Нужен специальный инструмент (бетономешалка, строительный уровень, емкость для раствора, лопата, болгарка, маячки и т.п.);
- Необходим опыт и строгое соблюдение всего технологического процесса. В противном случае придется нанимать профессионала;
- Большой объем работ;
- Поверхность площадки нужно делать под небольшим углом для отвода воды.
Организация дренажа
В том случае, когда почва на участке пористая, а вода после дождя быстро уходит в землю, дренаж не требуется, но если все в точности наоборот, нужно делать водоотведение.
По всему периметру стояночной площадки, на поверхности которой вода не имеет свойства подолгу задерживаться, делают широкую полосу из гравия (30 см.)
На тех парковочных местах, где вода собирается в большие лужи, делаются ливневки линейного или точечного типа, которые соединяют с канализационной системой. Основными деталями такого дренажа являются лотки, трапы, каналы, трапы. С их помощью легко можно организовать отвод дождевой или талой воды.
Линейный дренаж состоит из сети углубленных каналов которые сверху накрываются съемными решетками, а внутри них устанавливаются пескоуловители. Решетки удерживают крупный мусор, а с мелким песком и грязью справляются уловители.
Точечный дренаж представляет из себя сеть дождеприемников, соединенных между собой трубами. Внутри каждого такого приемника находится специальная сифон-перегородка, предотвращающая попадание грязи в дренаж и запах из канализации. Сверху дождеприемник также имеет металлическую решетку.
Идеальным условием для монтажа дренажной системы является автоплощадка, расположенная на участке с уже установленной системой водоотведения. В таком случае, парковочный дренаж можно подключить к уже существующему.
Конечно, изначально стоянку можно приподнять и придать ее поверхности наклон, для того чтобы вся вода уходила самотеком. Однако это может привести к скоплению воды в зоне заезда и к ее растеканию по участку.
Вывод
Сделать автомобильную площадку может практически каждый желающий человек, имеющий хотя бы небольшой опыт работы с инструментом и вдохновленный этой идеей. Главное, перед строительством нужно ознакомиться с технологией изготовления и строго ее придерживаться, а также не стесняться обращаться за помощью к специалистам.
Для того чтобы стояночное место стало более комфортным, над ним можно установить навес.
Если его делать под стандартную машину, то он должен соответствовать следующим размерам: ширина — 3 м., длина — 6,3 м., высота — 3 м.
Также отличным дополнением для стоянки станет освещение и водопроводная труба для помывки автомобиля.
Очень хорошая статья, все по делу.